Home / Дети / От 0 до 1 / “Нормальные” проблемы маленьких детей

“Нормальные” проблемы маленьких детей

В наш адрес поступает множество разнообразных вопросов. Однако есть ряд проблем, которые особенно часто волнуют родителей. Многие из них возникают из-за незнания детской психологии. Например, часто мамы и папы спрашивают: почему мой ребенок в магазине падает на пол и кричит, когда ему что-то не покупают? Почему у моего трехлетнего сына в последнее время появилась плохая привычка (!) – он постоянно хочет делать все самостоятельно, при этом повторяя “Я сам, я сам!”? Зачем наш сын ломает недавно подаренные ему игрушки? и т.д.

Уважаемые родители! Такое поведение ваших малышей – вполне нормальное явление. Маленький ребенок еще не знает, как правильно действовать в той или иной ситуации. Вот он и пробует, изучает, экспериментирует. Таким образом малыш развивается, познает себя и окружающий мир, становится самостоятельнее. И от того, как вы отреагируете на его поведение, зависит — закрепится ли оно в арсенале поведенческих стратегий ребенка или исчезнет навсегда. Поэтому родителям важно знать, с какими “нормальными” трудностями во взаимоотношениях с малышом они могут встретиться (а может быть, и нет), чтобы быть готовыми спокойно и грамотно реагировать на них.
-6f_d3MBwvo
Итак, возможные трудности взаимодействия с маленькими детьми могут быть такие:

• агрессия ребенка, направленная на взрослых;
• нежелание общаться со взрослыми;
• капризы;
• отказ выполнять требования взрослого;
• истерики в магазине, в поликлинике;
• упрямство;
• грубые слова;
• чрезмерная привязанность к одному из членов семьи (чаще к маме);
• нежелание учиться читать;
• отказ от еды;
• трудности в адаптации к детскому садику;
• сложность установления правил поведения дома, на улице, в гостях;
• трудности при укладывании спать;
• “чрезмерная” познавательная активность;
• нежелание ограничить время пребывания у телевизора, компьютера;
• вредные привычки (сосание пальцев, грызение ногтей и др.);
• беспокойный сон;
• отработка навыков самообслуживания;
• нежелание самостоятельно ходить (просьбы взять на руки);
• отказ спать в своей кроватке;
• плаксивость;
• “упрощенная” речь;
• раздражительность;
• отказ выполнять просьбы и требования взрослых;
• привычка рвать книги, ломать игрушки.

• У меня тревожный ребенок. Раньше я думала, что его постоянная тревога “не успеть”, “сделать не так”, а также наличие страхов – это явления возрастные. Но время идет, а ребенок продолжает жить в тревоге. Например, он очень переживает, когда мы заходим в транспорт и едем в нем, когда я хоть на чуть-чуть задерживаюсь при возвращении домой, когда он сделал что-то неправильно, хотя мы его уже за это и не ругаем. Какие могут быть причины подобного поведения нашего сынишки?

— Бывает, что повышенная тревожность ребенка со временем не только не исчезает, но даже возрастает и не замечать ее – значит, усугублять проблему. Ведь если не будут устранены травмирующие факторы, данное состояние может превратиться в невроз.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх. Страхи присущи людям всех возрастов, но существуют и определенные возрастные страхи. Их наличие у ребенка является нормой, но если их очень много, то можно говорить о его тревожности.

По мнению многих специалистов, одна из причин возникновения детской тревожности – нарушение детско-родительских отношений.

Основные причины возникновения тревожного поведения ребенка:

• неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка;
• повышенная тревожность самих родителей;
• непоследовательность родителей при воспитании ребенка;
• предъявление ребенку противоречивых требований;
• аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
• привычка родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;
• авторитарный стиль воспитания в семье;
• гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Поэтому родителям тревожных детей в первую очередь следует начать с себя. При этом необходимо помнить, что:

• не следует привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
• не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе;
• хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
• не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит как это делают его сверстники или родители);
• использовать в играх с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
• закрепить за ребенком постоянное место за столом, а также для сна.

И конечно же, тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

— У моей дочки уже давно, периодически возникают определенные странности в поведении. Она выдергивает у себя на голове волосы, причем так, что получается залысина четкой формы овала. Потом она накручивает их на соску и съедает. Может находить волосы на полу, выдергивать их у куклы и делать тоже самое. Невропатолог посоветовал нам обратиться к психологу.

То что вы беспокоитесь, ищете ответы на свои вопросы – это очень хорошо. Но в данном случае – случае трихотилломании – психолог не может самостоятельно оказывать помощь ребенку. Странно, что врач переадресовал вас не к врачам специалистам, а к психологу. С данной проблемой можно обратиться, во-первых, в медико-генетический центр при специализированной больнице №14, во-вторых, в психоневрологическую больницу №1, на улице Фрунзе, 103.

Мы призываем родителей не игнорировать врачей-невропатологов и психиатров. Обратиться к ним за помощью – не значит признать своего ребенка больным. Поверьте, во многих случаях только совместная работа детских врачей и психологов может дать еффективные результаты, и помочь вашему малышу.
Валерия Кукса — детский психолог

Check Also

236

Как приучать малыша к чашке

Начинайте понемногу приучать ребенка к чашке с 5 месяцев. В этом возрасте он еще не ...