Home / Дети / От 1 до 3 / Кризис? Развиваем талант жить!

Кризис? Развиваем талант жить!

Не только истерики характеризуют кризис трех лет. Это еще и шанс раскрыть потенциал ребенка!

Еще вчера ребенок был похож на милого ангелочка, а сегодня он топает ногами по поводу и без, всем родительским «да» противопоставляет свое веское «нет». Что же происходит? Малыш переходит на новый, личностный, этап развития. А любое изменение системы сопровождается кризисом.

Понятие имеет не только негативный оттенок. Прежде всего кризис подразумевает глобальные перемены.

Путь к гармонии

В речи крохи появляется местоимение «я». Он чувствует себя взрослым! И требует уважения к себе. Но его физические возможности не поспевают за возросшей самостоятельностью. Отсюда — взрыв эмоций и то, что психологи называют «семицветием кризиса»: негативизм, упрямство, обесценивание авторитетов и правил, строптивость, своеволие, протест и деспотизм. Такой вот впечатляющий набор. Но именно в этом диком напряжении и «выковывается»

Личность.

Психологи утверждают, что психика состоит из множества частичек, субличностей. И цельные натуры — как раз те, кто гармонично интегрируют в себе все свои психологические составляющие. Само слово «счастье» происходит от «сочастие», то есть соединение всех частей. И именно этим и «занимается» малютка во время кризиса. Такое ощущение, что он весь соткан из противоречий! С одной стороны, он отказывается одеваться на прогулку, не желает чистить зубы…
_4
Если вы не замечаете кризисных проявлений у малыша, задумайтесь: не слишком ли вы авторитарны, не много ли давления?

Но это не непослушание. Крохе важно оспорить все, что исходит от взрослого. С другой стороны, малютка как никогда нуждается в маминой поддержке. Ему труднее, чем родителям! Он напуган переменами, происходящими с ним, ошарашен своими эмоциями… И при этом боится потерять мамину любовь. Ребенок чувствует, что расстраивает ее своими неконтролируемыми протестами, но ничего не может с собой поделать… У родителей сейчас два пути. Первый — наказывать маленького, бороться с ним за власть и подавлять его самостоятельность силой. Второй — помогать малышу, холить и лелеять его личностное ядро, раскрывать его потенциал. Другими словами, направлять кризисную энергию в мирное русло.

Остаемся в контакте

Основная ловушка, в которую попадают родители 2-3-леток, — мысли о том, что ребенок «испортился», стал «невоспитанным»… Ярлыки мешают оставаться в контакте с крохой, заботиться о нем так, как он нуждается. Но если держишь в уме «кризис — преходящее явление», не вовлекаешься в детские истерики, принимаешь малютку со всеми его особенностями, становится легче. И тогда появляются ресурсы для любви и развития малютки. А именно кризисный период — благоприятное для этого время! Чувства карапуза обострены, активно формируются воображение, фантазийное мышление… Психологи насчитывают пять каналов восприятия человеком жизни. И сейчас ребенок словно пазл складывает из них свой внутренний мир. Чем больше развит каждый канал, тем больше у личности возможности получать удовольствие. В общем, кризис — прекрасный период для того, чтобы научить малыша ощущать жизнь во всей ее красе. Ищите то, что кроха любит! Здесь находятся таланты малютки, его сильные стороны, то, что придает его жизни вкус и аромат… И позволяет достигать успеха!

Движение

Благодаря бегу, прыжкам малютка снимает свое «кризисное» нервное напряжение. Не запрещайте ему такую активность! Запишите кроху в танцевальный кружок, спортивную секцию…

Общение

Кризисные проявления — сигнал о том, что общества родителей малышу уже недостаточно. Он желает проживать различные социальные роли, самоутверждаться не только в семье, но и среди сверстников. Следите за тем, чтобы его окружали другие дети, ходите в игровые центры.

Сенсорика

Вкус, запах, визуальные образы, звуки… Карапузу важно получить как можно больше впечатлений, чтобы наполнить себя внутренне. Показывайте мультфильмы, ставьте аудиосказки… Позволяйте крохе трогать все, что есть в доме (с учетом безопасности).

Творчество

Кризис — время беспорядка. Малыш разбрасывает вещи, игрушки, крупу и кухонную утварь… и формирует из этого хаоса свое собственное пространство. Творит! Обеспечьте ребенка социально приемлемыми инструментами для самовыражения. Пришла пора обновить ассортимент красок, наборов для аппликаций, глины, пластилина… Только не критикуйте творения малютки. Время «правильно» рисовать человечков и котят придет годам к четырем. Ну а пока пусть создает то, что нравится! Ваше дело — заботливо хранить поделки малыша, демонстрировать ему: продукты твоего творчества важны для близких.

Интуиция

Трехлетки безудержно фантазируют! Они представляют себя героями сказок, заводят вымышленных друзей… Не обесценивайте работу воображения ребенка, не твердите: «Не выдумывай!». Лучше просто наблюдайте, прислушивайтесь. Идет работа правого полушария мозга крохи. Оно отвечает за нестандартное решение задач, за интуитивное восприятие.

Связь с природой

Листочкам и солнышку малыш порой радуется больше, чем игрушкам. И неспроста! Природа — это ресурс, помогающий справиться со стрессом. Пусть у крохи будут прогулки у озера, кормление уток, гербарии… Обогащайте его жизнь, вместо того чтобы перевоспитывать!

Четкие рамки

Легко сказать: сделайте акцент на развитии, а не на борьбе с кризисом. Эдак можно скатиться в полный хаос! Должны быть правила. Но свойство психики крохи в 2-3 года — проверять границы дозволенного. Так что требовать от него полного послушания — тупиковый путь. Спокойно настаивайте на своем, договаривайтесь, отвлекайте, уговаривайте… Проявляйте смекалку! Поможет также метод логических последствий. Не желает одеваться в гости? Порой в воспитательных целях можно и остаться дома. Зато кроха усвоит: за свои решения придется нести ответственность. И это — одно из основных качеств зрелого человека.

Как родителям не сойти с ума…

Важно не наказывать малютку за кризисные проявления, а искать подход. Дайте ребенку понять: вы считаетесь с его эмоциями и мнением.

Я УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Крохе хочется чувствовать себя взрослым, поэтому он во всем перечит маме. Найдите пространство, где он реализует свою потребность! Назначьте его ответственным за какое-то домашнее дело: кормить рыбок, помогать развешивать белье…

Играйте в великанов и лилипутов. Только малыш будет большим, а мать — маленькой. Потом меняйтесь ролями.

РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ

Не думайте, будто слезы — это плохо. Они порой единственный доступный сыну или дочери способ выразить эмоции! Потерпите, через 3-5 минут истерики обычно заканчиваются.

Учите карапуза называть чувства: «я обиделся», «мне грустно», «я злюсь»… Только понимая свои ощущения, малыш со временем научится управлять ими.

ПЕРЕКЛЮЧАЕМ ВНИМАНИЕ

Пусть у вас под рукой будут мыльные пузыри, пальчиковые куклы… У малютки начинается очередной бунт? Отвлекайте его!

Уговорить ребенка сделать что-нибудь поможет игра «все наоборот». К примеру: «Давай не будем уходить с площадки!» Из духа противоречия кроха сам побежит домой!

Check Also

37699_900

Мама готовит, а я не скучаю

Ты занимаешься хозяйством, а малютка все время крутится рядом и… немного отвлекает. Найди для него ...