Home / Дети / Развитие и игры / Играем в развивающие игры

Играем в развивающие игры

Развивающими играми сегодня никого не удивишь. Любая заботливая мама стремится купить для своего крохи «Рамки и вкладыши Монтессори» и «Уникуб», разнообразные пазлы, игры-шнуровки, развивающие пособия по методике Зайцева, математические пособия. Обычно считается, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками, иногда сюда же относят игры, развивающие мелкую моторику рук, игры, помогающие обучить ребенка основам чтения и письма, игры и пособия, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания. На самом же деле, круг развивающих игр гораздо шире.

Очень часто в педагогической литературе можно встретить утверждение, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Это не совсем верно. Правильнее было бы сказать, что вся жизнь малыша – это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением. Он прокладывает настоящие дороги по бескрайней целине тарелки с кашей, всерьез беседует со сказочными существами, силуэты которых видятся ему в трещинах на обоях и пятнах на потолке. Малыш твердо знает, что вдоль весеннего ручья расположилось волшебное царство, которое населяет крохотный народец, а игрушки, стоит лишь ему закрыть глаза, вскакивают со своих мест и начинают вести бурную жизнь….
Поэтому обучение ребенка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать и дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Принято считать, что развивающая игра обязательно заранее планируется, проходит под руководством и при непосредственном участии взрослого. Но наибольшую пользу приносит ребенку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей инициативе, приступает к тому или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, сам пытается применить на практике имеющиеся у него навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию ребенка, развивает его творческие способности, а самостоятельно общаясь со сверстниками, постигая непростые законы детской субкультуры, малыш приобретает и столь необходимые ему социальные навыки. Поэтому, даже если вам кажется, что малыш попусту тратит время, катая по полу машинки или играя с приятелем в какую-то дурацкую игру, или просто сидит, мечтательно глядя в одну точку, не спешите его отрывать для более «полезных», как вам кажется, занятий. А вот когда ребенок просит поиграть с ним, не отказывайтесь, ссылаясь на занятость: домашние дела не кончатся никогда, а детство вашего крохи пролетит в одно мгновенье.
Очень часто от родителей двух — трехлетних детей приходится слышать: «Да он и не играет. Посидит минут пять и уходит». Чем младше ребенок, тем ниже его способность концентрировать внимание, тем меньше времени он способен заниматься одним видом деятельности. Поэтому не расстраивайтесь, если на подготовку вы затратите в несколько раз больше времени, чем на саму игру. «Урок» с двухлеткой может длиться и пять минут, и даже три.

Не всегда удается заинтересовать малыша новой игрой. Может оказаться, что он до нее еще не дорос. Не беда. Развивающие игры очень часто покупаются как бы немного «впрок». Многим детям нужно время, чтобы привыкнуть, присмотреться к новой игре. Доставайте ее время от времени и предлагайте ребенку поиграть. Если он категорически отказывается, попробуйте сами начать в нее играть, возможно, тогда малышу станет любопытно, что это вы делаете, и он захочет к вам присоединиться. Не расстраивайтесь, если Вася из соседнего подъезда уже складывает второй уровень «сложи квадрата», а ваш малыш еще и к первому подступиться не решается. Возможно, через некоторое время он за один присест одолеет сразу несколько этапов хитрой игры и пойдет дальше.Все дети развиваются по-разному, и нет никаких возрастных рамок, определяющих, когда и в какую игру играть ребенку.

_0

Бывают периоды, когда дети вообще отказываются играть в «развивающие» (логические и словесные) игры. Например, между двумя и тремя годами, малыш начинает осознавать себя как обособленную самодостаточную личность. В это время он открывает для себя прелесть самостоятельной спонтанной игры и способен часами самозабвенно возиться с куклами или машинками. А четырехлетний, впервые обретя настоящих друзей во дворе или в детском саду, упивается радостями ребячьей компании. И тогда совершенно бесполезно пытаться увлечь ребенка кубиками Зайцева или «Уникубом». Некоторые родители воспринимают новые увлечения малыша крайне драматически: «перестал соображать», «ничем не интересуется», – восклицают они то встревожено, то раздраженно. На самом деле, переживать совершенно незачем. Если вы не будете форсировать события, через некоторое время, самостоятельно усвоив для себя что-то новое и важное, ваше чадо вновь с удовольствием вернется к «умным» играм.

Встречаются и дети, которые как будто вообще не интересуются развивающими играми. Как правило, это артистичные, возвышенные мечтатели, предпочитающие проводить время в мире своих грез. Не спешите тормошить малыша. Такие дети очень ранимы, их нервная система крайне хрупка. Заставив «романтика» быть как все, требуя от него совершенно несвойственного ему интереса к логическим играм и тяги к энциклопедическим знаниям, вы рискуете разрушить его тонко организованный душевный мир. Возможно, он чуть позже сверстников научится читать и считать, а может быть, и всегда будет слабоват в математике. Но за вашу чуткость и бережное отношения кроха со временем отблагодарит вас выдающимися художественными, музыкальными или литературными успехами.
Чтобы развивающие игры действительно принесли малышу максимум пользы, нужно правильно выбрать для них время и как следует подготовиться к игре. Если вы планируете, что игра займет много времени, не начинайте ее незадолго до обеда и сна или если вам вскоре нужно будет уйти. Увлеченный игрой малыш вряд ли захочет отрываться, а после перерыва ему придется долго включаться в игру заново. Никогда не играйте в игры, требующие значительных интеллектуальных усилий, когда малыш нездоров, перевозбужден, когда в его жизни произошли серьезные перемены.

После переезда на новую квартиру, появления в доме новорожденного, поступления в детский сад стоит на некоторое время отказаться от сложных игр, пока ребенок не адаптируется (одним на это потребуется всего несколько часов, другим – несколько дней и даже недель).
Перед началом проверьте, есть ли у вас все необходимое, чтобы в разгар игры внезапно не выяснилось, что в доме нет, например, клея или решетки из-под яиц. Если для игры нужно заварить клейстер, подготовить массу для лепки, нарезать карточки, это тоже лучше сделать заранее, чтобы ребенку не пришлось ждать вас: он может заскучать и потерять интерес к игре. Лучше всего завести пару коробок, куда вы будете складывать все то, что может в ближайшее время понадобиться вам для игр: два-три десятка нарезанных карточек, несколько коробочек, бутылок и пузырьков разного калибра, клей, ножницы, цветную бумагу, обрезки тканей, веревки и т.д. В холодильнике в течение нескольких недель можно хранить клейстер в закрытой банке и тесто для лепки, завернутое в пленку.
Даже если вам кажется, что малыш уже не будет играть в ту или иную игру, не спешите выбрасывать или отдавать инвентарь, в том числе, и самодельный. Пособия и материалы могут еще пригодиться вам в новом качестве во время других игр, а может быть, спустя некоторое время ребенок захочет еще раз «повторить пройденное».

Не разрешайте детям использовать развивающие игры и дидактические материалы не по назначению. То есть, конечно же, малыш может складывать из деталей игры «Сложи узор» или «Тетриса» какую-то свою конструкцию, использовать их в качестве счетного материала, но вот варить из них суп для кукол или применять в качестве метательного орудия ни под каким видом нельзя.
Приучите ребенка обязательно убирать за собой после каждой игры, полоскать кисти, вытирать разлитую воду. Конечно, на первых порах вам придется не просто помогать ему в этом, а взять на себя большую часть работы. Но главное, чтобы это стало законом: кончил дело – убери за собой. Игры и дидактические материалы сразу после игры аккуратно убирайте на место.
Игра приносит ребенку наибольшую пользу, когда начинается по его инициативе, а не с подачи взрослого. Поэтому развивающие игры и пособия стоит класть так, чтобы они постоянно находились в поле зрения малыша, чтобы он не забыл об их существовании и мог в любой момент попросить вас поиграть с ним. Но при этом они должны лежать достаточно высоко, чтобы ребенок не мог взять их без вашего ведома, иначе очень скоро прекрасные и к тому же недешевые игры будут растеряны и испорчены.
Если вы заметили, что в наборе не достает каких-то деталей, спрячьте игру и не давайте ее малышу, пока все не найдется. Можно завести специальную коробочку или корзинку, в которую вы будете складывать случайно найденные фишки, детали головоломок, кубики и т. д., если почему-то нет времени сразу отправить их на место.
Никогда не берите на себя ту часть работы, которую ребенок может или хочет сделать сам. Ведь важен сам процесс игры, а вовсе не конечный результат, который, конечно, был бы намного лучше, если бы вы все сделали сами от начала до конца.

Возможно, малыш захочет играть по-своему, не так как предлагаете вы и не так, как написано в книжке. Не настаивайте. Ведь вариант, который он предложит, может оказаться ничуть не хуже вашего. А кроме того, именно активное, творческое участие ребенка в игре как раз и принесет ему больше всего пользы. Если же мы будем требовать, чтобы все было «как в книжке», малыш очень быстро потеряет интерес к таким играм и предпочтет общество кукол или приятелей.
Очень часто родителям не удается выдержать игровой тон. При малейшей неудаче или задержке они сбиваются на «учительские» интонации, начинают понукать или даже ругать ребенка. Этого ни в коем случае нельзя делать. Игра может быть игрой лишь в том случае, если вы отказываетесь от роли наставника и играете с малышом на равных. Не бойтесь уронить свой авторитет и отступить от заранее намеченного плана. Выслушивайте и старайтесь пустить в дело все предложения крохи, даже те, которые на первый взгляд кажутся смешными или нелепыми. Не забывайте вместе с ним восхищаться сделанными открытиями, радоваться успехам, пусть даже самым крохотным.
Почаще хвалите малыша. Его работы аккуратно развешивайте на стенках и расставляйте на полочках, обновляйте «экспозицию» только с его разрешения. Работы, которые стали для крохи уже пройденным этапом, не спешите выбрасывать. Заведите большую папку для картин (можно купить настоящую, художественную, а можно смастерить самостоятельно из упаковочного гофрированного картона) и коробку для всевозможных поделок. Через некоторое время малышу, да и вам вместе с ним, будет очень интересно посмотреть этот архив, сравнить старые, совсем еще неумелые работы с последними достижениями. Тогда можно будет решить, что достойно дальнейшего хранения, а что можно уже и выбросить.
Если в игре принимает участие несколько детей, обязательно сделайте так, чтобы каждый из них хотя бы один раз выиграл. Если вы хотите наградить победителей, награды должны достаться всем и быть абсолютно одинаковыми
В играх, где дети должны разделиться на команды, нужно проследить, чтобы силы были распределены более или менее равноценно. Если дети совсем маленькие, желательно, чтобы в каждой команде был один взрослый.

Бывает, что в играх, особенно «научно-исследовательских», нужно использовать огонь, горячую воду, режущие инструменты, другие опасные предметы. В этом случае ни в коем случае ни на минуту не оставляйте детей без присмотра: даже шестилетний, не говоря уж о трехлетнем, может серьезно порезаться или опрокинуть на себя кипяток. Параллельно учите детей технике безопасности, объясните, чем опасен кипящий чайник, открытый газовый кран, острый нож.
Во время игр, связанных с прыжками, лазаньем по деревьям, балансированием, обязательно проверьте надежность снарядов. Если ребенок впервые выполняет упражнение, не забывайте о страховке.
Играя на природе, объясните малышу, что нельзя пугать и мучить насекомых и животных, срывать без смысла растения, ломать ветки, засорять водоемы.
Чтобы не переживать по поводу безнадежно испачканного костюмчика, стоит на время «грязных игр» одевать специальную одежку, а еще лучше, если позволяет погода, просто раздевать малыша до трусиков.

Дошкольное детство мимолетно. Не успеете вы оглянуться, как прозвенит первый в жизни малыша звонок и настанет время серьезной учебы. Ну, а пока есть время для игр, не торопите кроху и не спешите заменять веселые игры нудными уроками. Пусть ваш подросший сын или дочь, оглянувшись назад, вспомнят, как давным-давно, еще до школы, они вместе с вами в увлекательных веселых играх шаг за шагом познавали мир.

Check Also

PPSoVgNXp_4

Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти, логического мышления, сенсорного восприятия

Найди цвет Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого, раз, два, три!» Игроки как ...