Home / Дети / Развитие и игры / Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти, логического мышления, сенсорного восприятия

Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти, логического мышления, сенсорного восприятия

Найди цвет
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.
Радуга
Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные «лодочкой». Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга ( Как в игре «Колечко»)
Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.
После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
«Радуга, появись! Радуга, покажись!»

Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
Первый из детей показывает свой предмет — красный и спрашивает: «У кого есть такой же?» Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться.
Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.
Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле.
После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю.
PPSoVgNXp_4

Топ-хлоп.
Игры на развитие внимания, памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.
Примеры:»Летом всегда идет снег». Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Светофор
Вариант той же игры, но с кружками зеленого и красного цвета.
Игра проводится по тому же принципу, Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета, на неправильный -красного.
Сложи картинку
Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры — круги, квадраты, треугольники, трапеции.
Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит
предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.
Давай придумывать(с 3лет)
Развиваем абстрактное мышление, речь.
Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы — зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.
ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.
Например: карандаш, удочка, иголка, нож — по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток — полый цилиндр.
Игра проводится примерно так — дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:» У кого предмет похож на такой карандаш?» Ребенок, у которого палочка, отвечает:»У меня!» и получает карточку с изображением карандаша.
Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

Ищем клад.
Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана
Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. «Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?» Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь — самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете «клад» где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко — усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче — план участка.
Найди домик
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.
Я знаю десять названий.
Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:
— Я …
— Знаю…
— Десять (семь, пять…)
— Названий …деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов…)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
— Липа — раз!
— Береза — два!
— Клён — три!…
Тот, кто не смог ответить в свою очередь — отдаёт фант.
Как правило в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.
Что лишнее? Игра на развитие умение систематизировать предметы по признакам.
Картонную карточку разделите на четыре части. в три окошка наклейте предметы, относящиеся к одной смысловой группе, а в четвертую предмет из другой группы. (Транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т.п.) Чем старше ребенок, тем ближе ближе по смыслу категории. Например, фрукты и овощ, 3 машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; 3 диких животных и 1 домашнее.
Архитекторы и строители.
Наверное у всех в доме есть какой-нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру «Архитекторы». Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.
Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.
Варианты:
1. Вы строите — ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж — вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек. Задача — найти постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.

Детям 3-4 лет на чертежах делаем «вид спереди» или «вид сверху».
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.

Чем пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.

Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)

«Я луна, а ты звезда.»
Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.
Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: «Я — гроза!». Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: «А я -дождь». Первый продолжает тему: «Я — большая туча!». Ему можно быстро ответить:
«Я — осень». И так далее…

Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.
Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:» Я — пожарная команда!». Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я — шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «А я — пожарник». Ребёнок — «пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: «Я беру шланг». Он обнимает «шланг» и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я — швейная машина!» и игра продолжается…

Ярмарка. (3-6 лет)
Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
«Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!»
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
— Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
— Хочу фрукт! (или овощ. ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
— На тебе грушу, — говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Цель игры понятна — закрепляем знания овощей, фруктов. ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.

Ход игры может быть разным — смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Времена года.
Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.
Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года.

Конечно, малышу 2 лет картинки предлагаются более простые, чем пятилетнему.
Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу(бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

Со временем задания усложните — разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники). Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу

Check Also

34

От 0 до 4 лет: пять принципов гармоничного развития

- Куда же нам теперь? — Вперед! Открою тебе тайну: вперед — это везде. Диалог ...