Home / Дети / Развитие и игры / Новые игры со старыми игрушками

Новые игры со старыми игрушками

Я люблю покупать игрушки. Долго выбирать, представлять новое приобретение в детской, фантазировать, как сделаю подарок сыну, с чего начнем первую игру. Главный критерий выбора – многофункциональность. Не привлекают самые качественные, красочные игрушки, если использовать их можно одним способом и очевидно, что через пол года ребенок игру перерастет.

Впрочем, большинство детских товаров легко предстают в новом качестве. Лучшая ситуация с ролевыми игрушками (машинками, куклами, кухнями, посудкой). Дети и без нас знают, как превратить утюг в подводную лодку, кухню в космический корабль, а плюшевых зайчиков в метательные снаряды.

Рассказать хочется о новых правилах развивающих игр. Бывает так, что родители усаживают ребенка за стол и четко следуют инструкциям производителя. Не удивительно, что слово “развивающий” через некоторое время начинает навивать тоску и скуку. Мы придумываем игры не только умные, но и веселые. И то, что сын с одинаковой радостью и интересом играет с экскаватором или рамками Монтессори, для меня является лучшим доказательством, что обучение у нас именно игровое, без подмены на учебу (которая двухлетке совсем не нужна).

Кроме новой формы творчества, полезной самой по себе, придумывание игр помогает решить три конкретные проблемы. Иногда покупаешь понравившуюся игру, а ребенок оказывается не готов, не дорос до нее. Отложить – жалко и боязно забыть и пропустить нужный момент. Лучший выход – придумать более простые занятия с игровым материалом, постепенно подводя ребенка к основным правилам. Так у нас прижились Домино и Пазлы.

Другая проблема – необходимость в новой игре, когда старые уже наскучили и надоели. Если вы (морально или материально) не готовы сразу же бежать в магазин – придется напрягать фантазию. Мы неоднократно попадали в такую ситуацию во время дальних путешествий (на поезде, машине). Так появились игры с книжками.
_0
И третий момент – ребенок перерос игрушку, но не желает расставаться с ней. Погремушки, большие пластмассовые кубики, полуметровые пирамидки и правда жалко отдавать, но кажется, что пользы от них почти нет, а вот места занимают немало. И все же, придумав этим предметам новое назначение, их можно сохранить, пока ребенок не переключится на новую любимую игрушку.

Какие же игры мы придумываем? Я постаралась выбрать нововведения для самых распространенных игр, которые есть у большинства детей 2-3 лет (и старше). Надеюсь, что предложенные идеи не будут использованы “как есть”, а предварительно подстроятся, приладятся под возраст, темперамент и увлечения ребенка, а так же сокровища его игротеки.

Пирамидка. Колечки пирамидки можно раскладывать в ряд “по росту”. Еще интересно катать и закручивать колечки, нанизывать на веревку. Палочка от пирамидки тоже пригодится. Купите набор цветных резиночек для волос и научите ребенка надевать их на палочку, растягивая за края. Потом детали пирамидки могут перейти в распоряжение юных строителей. А еще на плотах из колечек пирамидки интересно катать по волнам в ванной игрушки. (купить пирамидку)

Лего. Мой сын любил сортировать детали лего по цвету или длине. Еще мы выкладывали дорожки для машин по заданному условию. Например, “зеленая машина ездит только по зеленой дорожке”, “маленькая машина ездит только по узкой дорожке”, “трактор с прицепом поедет только по длинной дорожке”. Впрочем, сейчас сын так увлекся строительством, что прочие игры временно позабыты. (купить Лего)

Домино (картонное, с картинками). Раскрыв впервые коробку с домино сын с восторгом принялся отыскивать одинаковые картинки. Это и стало первой игрой, так как сложные правила классического домино сыну, в полтора года, не давались. Потом мы начали составлять цепочку, подставляя карточки по принципам домино, но с одного конца и игнорируя дубли. Сейчас играем в настоящее домино, вот только сын так любит “ходить в банк”, что про свои карточки забывает.
Еще строю карточный домик, а сын дует на него, пока тот не развалится. Прямоугольные картонные карточки интересно метать с некоторого расстояния в коробку. (купить домино)

Лото (зоологическое). Однажды сын достал лото и стал раскладывать карточки с животными на развернутой на столе детской карте мира “Животный и растительный мир Земли”. И карточки раскладывал не просто так, а на изображения таких же животных. Занятие оказалось крайне увлекательным (важную роль тут сыграла и великолепно выполненная карта). Карточки с животными участвуют и в других играх. Сортируем их по средам обитания (не глядя на карты-подсказки), разыгрываем истории. Удобно их использовать и для иллюстрации рассказов о животных (которые выуживаю из своей памяти).
Развиваем память и логику (идея почерпнута из Интернета) — выбираю три карточки, и играем с ними в “Кто пришел, кто ушел”. Сначала показываю сыну две карточки, затем закрываю их коробкой и подкладываю третью. Поднимаю коробку и спрашиваю “Кто пришел?”. Сын отгадывает. Затем закрываю карточки коробкой и незаметно вытаскиваю одну из них. Поднимаю коробку и спрашиваю: “ Кто ушел?”. Потом в “домик” заселяются новые звери, и игра продолжается.
А еще карточки пластмассовые и из них можно построить башню. (купить лото)

Кубики. Если ребенок все время рушит ваши постройки, значит ему наверняка понравится играть в городки. Постройте башню и вместе с малышом бросайте в нее резиновые мячики. Если ребенок не очень заинтересован в строительстве, но любит играть с машинками или зверями – постройте для него гараж или многоэтажный дом. Я по просьбе сына несколько месяцев ежедневно строила дома и расселяла на каждом этаже фигурки из киндер-сюрпризов. А потом он позвал меня в комнату и продемонстрировал собственноручно выстроенную трехэтажку.
Еще сын, любящий искать общее и похожее, начал устанавливать соответствия между наборами деревянных и больших пластмассовых кубиков. Сначала раскладывал по цветам, потом, с моей подсказки, по формам (кубы, цилиндры). (купить кубики)

Мозаика. Классическую мозаику я приобрела неудачную – даже мне трудно вставлять детали в дырочки. Изредка составляю сыну картинки, он их разбирает (наверное, и это полезная тренировка). А вот мозаику-пазл (плоские “черепашки” никуда не втыкаются, а соединяются друг с другом) сын полюбил. Поэтому играем мы с ними, но и для обычной мозаики подойдут такие правила. Выкладываем длинные (насколько позволяют размеры комнаты) дороги – подготовка к письму в чистом виде – мелкая моторика, мозаинки берутся тремя “пишущими” пальчиками. Если нужно собрать рассыпанную мозаику – увлекаю сортировкой по цвету (в каждую коробочку детали своего цвета).
Недавно придумала новую игру. Составляю ряд из 3-4 мозаинок, закрываю его коробкой и предлагаю сыну составить такую же “гусеничку”.
Еще пытаюсь на определенной последовательности мозаинок (например, “желтая, синяя, желтая, синяя…”) объяснить, что такое закономерность. Но продлить даже такой простой ряд сыну трудно — и это радует, значит, еще долго мы с мозаикой не расстанемся. (купить мозаику)

Магнитная мозаика. Разноцветные треугольники, квадраты, прямоугольники с наклеенными магнитами мы приобрели недавно. И сразу, кроме увлекательного выкладывания картин, нашли им еще одно применение. В тот момент мы изучали материалы, из которых изготовлены предметы. Сообщила, что к большинству металлических вещей прилипает магнит. От слов перешли к эксперименту. Теперь батареи, раковина, бытовая техника помечены деталями конструктора, а при слове “металлический” сын бежит за новой фигуркой, проверять магнитные свойства. (купить магнитную мозаику)

Книги с картинками. Безусловная, страстная любовь к книгам – наша семейная черта. И я рада, что сын в этом не отстал от родителей — у него первое четкое слово (после “папа” и “мама”) было “читать”. Но когда приходится перечитывать хорошую, умную книжку 10 раз подряд — тут самый заядлый библиофил озвереет. Кроме того, опытным путем выяснила, что способна не более чем на час-полтора непрерывного чтения вслух. Выручают опять же игры. Для них подходит любая книжка с четкими, красочными сюжетными картинками. Одна из любимых игр – загадки. Говорю сыну “Я вижу на картинке что-то сладкое, вкусное, красное” – и он радостно ищет и находит кустик земляники с ягодкой. Переходим к более трудной хрестоматийной загадке “Сидит дед, во сто шуб одет…”, после нескольких подсказок сын отыскивает и лук. Еще задание, на внимательность – на большой картинке прошу отыскать все цветы или всех птичек. Усложненный вариант, где требуется не только увидеть, но и обобщить – указать транспорт, овощи, одежду. Пока сын уверенно не выучил цвета, искали и показывали все красные (зеленые, желтые) предметы. Заодно объясняла про оттенки (темнее-светлее). Сын сам придумал сравнивать картинки на соседних страницах, помогаю ему, задавая наводящие вопросы. Пытаемся по картинкам учиться пересказу. Тренировка памяти – закрываю ладонью картинку и расспрашиваю, кто на ней нарисован.
Есть еще несколько игр с домашней библиотекой, позволяющих мне отдохнуть. Рассказываю краткий сюжет или на память воспроизвожу цитату, и сын бежит на поиски такой же книжки. Другое задание – найти все книги о машинах (медведях, птицах). Детская библиотека у нас большая, так что минут 20 покоя мне обеспечены.
Не забываю и о таком важном деле, как починка порванных книжек. Стараюсь делать это в присутствии сына, не отказываясь от его помощи. (выбрать книги)

Пазлы. “В детстве” сын, на минуту оставленный без присмотра, учинил разгром в книжном магазине. К счастью, уплатить пришлось лишь за пазлы. Так я стала обладательницей игры из 24 кусочков: слишком простой и неинтересной для меня и недостижимо сложной для сына. Но не пропадать же добру. Несколько раз собрала картинку (котенок и щенок в корзинке), сын порадовался. Потом в россыпи кусочков вместе с сыном стали искать фрагменты котенка, корзинки, щенка. Показывала кусочки и предлагала угадать котенок это или щенок. Позже стала давать и более сложные задания (найди нос щенка, бантик котенка). И может быть то, что после двух сын стал самостоятельно собирать пазлы, прямое следствие тех первых игр?

Книжки-половинки. Сейчас в продаже появилось множество игр в форме книжек с разрезанными на 2-3 части страничками. Задания встречаются разные – например, находить пары предмет – цвет (или форма), животное-детеныш, животное – его дом и.т.п. В книжках из трех частей растения сортируются по видам (цветы, овощи, фрукты), животные по средам обитания (лес, пустыня, море). Книжки замечательные, но не прочные. И это хорошо, поскольку разорванные на карточки, они послужили материалом для многих игр. Теперь растения можно сортировать по разным признакам: съедобность, вкус (сладкий, кислый…), цвет, известность ребенку, место произрастания итп. А объединенные кусочки нескольких книжек служат основой интересным ролевым играм (конечно, тут ведь и звери, и их детеныши, и корм и жилища для них). (купить такие книжки)

Напоследок еще несколько идей. От некоторых печатных игр из картона остаются рамки, которые можно использовать как трафареты. Или подбирать к рамкам картинки, которые в них были (мы так играли с картонной “Рыбалкой”).

Цветные детали от лего и мозаики, а так же карточки лото могут служить метками для прыжков. Во-первых, можно отмечать дальность прыжка. Во-вторых, давать интересные задания (допрыгнуть от зайца к белке). В-третьих, мозаикой удобно ограничить “речку”, которую нужно перепрыгнуть, а из лего построить “стену” для прыжков в высоту (только это задания для опытного спортсмена, первые прыжки лучше совершать через нарисованные препятствия и мягкие игрушки).

Очень полезно учить ребенка аккуратно складывать игру в коробку. Если коробка небольшого размера — для малыша это настоящая головоломка (Б.П.Никитин даже специально предусмотрел точное соответствие коробки и игрового материала). Уборка игрушек – вообще полезное во многих отношениях занятие. Иногда к вечеру пол детской усыпан пестрой смесью деталек, карточек, кубиков (видимо, это обратная сторона вольного обращения с играми). В этом случае мы играем в такси – на грузовичке сын развозит заблудившиеся игрушки по домам, правильно распределяя их по коробкам. Одновременно и я, чувствуя себя Золушкой, разделяю мозаинки к мозаинкам, пазлики к пазликам. Таким образом, на уборку безобразия уходит не более 10-15 минут.

Еще мне удалось превратить в игру (несомненно, развивающую) несчастье всех мам, занимающихся с детьми. После двух сын стал вполне самостоятельным, и дел у меня заметно убавилось. Но вот говорить, а так же убеждать, объяснять, предостерегать, отвечать на вопросы, читать, заговаривать зубы, рассказывать сказки и петь приходится еще больше, чем раньше. Короткие передышки во время дневного сна и ночью не избавляют от постоянного жгучего желания — помолчать. Я придумала, как давать себе такие передышки чаще (и без ущерба для ребенка). Игра известная – “Крокодил”. На 10-15 минут я замолкаю и знаками показываю, что игра началась. Мы с сыном продолжаем заниматься тем, чем занимались, только я общаюсь с помощью жестов. Сын достаточно успешно, хотя и не всегда с первого раза, меня понимает. Ему такая мама даже нравиться, и игру прекращаю по собственной инициативе, так как воспитывать ребенка молча не получается (может он и понимает, что я зову его чистить зубы, но даже страшные рожи не позволяют убедить в необходимости и обязательности чистки).

К сожалению, возможность и время конспектировать как и во что мы играем, появились только несколько месяцев назад и почти забылись игры раннего периода (от 6 месяце до полутора лет). Сейчас сыну 2 года 7 месяцев, он с удовольствием играет сам в какие-то странные игры с веревочками, монетками, лоскутками. Но и совместные наши занятия продолжаются. И мы не только игровые правила придумываем, мы и новые игрушки и игры создаем из подручного материала и обыденных вещей. Игротворчество такое дело – начнешь, и остановиться уже не получится.

Check Also

844751875

Что такое развивающие игры и зачем они нужны?

Наше время заставляет беспокоиться о развитии наших детей, уже тогда, когда они мирно спят в ...