Home / Дети / Школьник / Образовательные программы, преподаваемые в школах

Образовательные программы, преподаваемые в школах

Данная статья предназначается не столько родителям нынешних первоклассников (они уже сделали свой выбор), сколько родителям, чьи дети на следующий год пойдут в школу. Как правило, набор в школы начинается в феврале — марте, и поэтому им осталось ровно полгода, чтобы найти выход из лабиринта, созданного для них российской образовательной системой.

В 1998 году постановлением Министерства Образования в начальной школе официально утверждены три программы:

1. Традиционная система обучения
2. Система Л.В. Занкова
3. Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Каков главный критерий различения систем обучения? Это ответ на вопрос: КАК ребенок получает знания. С этой позиции и проведем анализ вышеперечисленных систем:

1. Традиционная система обучения. Урок начинается либо с объяснения новой темы, либо с опроса учеников по результатам выполнения домашнего задания. Если урок развивается по первому варианту, то учитель объявляет тему (либо тема может быть записана на доске), затем подробно (с примерами) объясняет новый материал, далее ученики на практике пытаются применить новые знания: один у доски, а остальные в тетради решают задачи (либо выполняют упражнения). После отработки материала, на дом задаются задания подобные тем, что решались в классе. На следующий день учитель проверяет выполнение домашнего задания, при необходимости продолжает отрабатывать материал. После этого пишется самостоятельная или контрольная работа. Оценка результатов производится в виде ОТМЕТОК. Если какая — либо методика подходит под описанную выше схему, можно смело утверждать, что это традиционное обучение: знания детям даются в готовом виде, ученик выступает в роли «исполнителя», контроль и оценивание (выставление отметок) осуществляет учитель.
_02
2. Система Л.В. Занкова. Данная система обучения разработана российским психологом Л.В. Занковым. В её основу положены следующие принципы:
1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) изучение материала быстрым темпом; 4) осознание школьниками самого процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех.

Знания детям не даются в готовом виде. Работая с практическим материалом, сравнивая, классифицируя, дети приходят к определенным выводам, которые выверяются на конкретных заданиях. Далее цепочка продолжается, как и в первом варианте: ученик отрабатывает материал — учитель контролирует и оценивает работы детей с помощью отметки.

Итак, главное в этой системе: знания не даются в готовом виде, в ходе сопоставления, в рамках практической задачи, дети сами открывают новое для себя знание.
3. Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Данная система принципиально отличается от двух вышеприведенных систем по нескольким параметрам. Первый из них — это содержание. В основу курсов положены не сами знания, а способы постижения этих знаний. Ученик, обучающийся по этой системе, знает не только КАК надо написать слово или решить пример, но и ПОЧЕМУ именно так слово это пишется, ПОЧЕМУ в этом примере получается именно такой результат, т.е. с первых дней обучения по этой программе ученик совместно с учителем и другими детьми исследует принципы строения русского языка, происхождение и строение числа в математике. Работа по исследованию организуется в группах по 5 — 7 человек. То, что наработала каждая группа, обсуждается, в ходе обсуждения дети приходят к выводу, в котором фиксируется общий способ решения целого класса задач. Вся последующая работа строится на том, что ребенок учится применять открытый способ в практике, видеть его границы и, ставя перед собой вопросы, выходить за рамки этого способа, тем самым, продвигаясь дальше в обучении. Дети учатся по безотметочной системе.

Check Also

_02

Методики преподавания: авторские, развивающие, нетрадиционные…

- В нашей школе преподают по авторским методикам! — с гордостью произносит женщина. — Ни ...