Home / Дети / Здоровье ребёнка / Комплексы ежедневных занятий с ребенком от 4 до 6 месяцев

Комплексы ежедневных занятий с ребенком от 4 до 6 месяцев

В этом возрасте, между 4 и 5 месяцами, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног. С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине — «парение»).
1. Массаж рук.
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 4-6 раз.
б) Растирание. Производят также, но слегка сдвигая кожу.
2. Скрещивание рук — упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны. 6-8 раз.
3. Массаж живота.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.
6) Растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки. 3-4 раза.
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев. 2-3 раза.
4. Рефлекторное упражнение — сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине — «парение» (рефлекс положения).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Взрослый, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ноги наклон головы вперед. 1-2 раза.
139
5. Массаж ног.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, а затем растирание — 2-Зраза.
б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.
в) Поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз.
г) Растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра. 5-6 раз.
Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.
д) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. 4-6 раз.
е) Разминание голени. Производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу. 2-3 раза.
6. «Топание» — упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 06хватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол. 8-12 раз.

7. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах — упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 0бхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах. 2-3 раза.
8. Рефлекторное упражнение — поворот со спины па живот вправо и влево.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой — за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.
9. Массаж спины и ягодиц.
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук 4-6 раз.
б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз.
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указ ательного, среднего, безымянного, мизинца), в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажим ом. 4-6 раз.
г) Вибрация. Производят похлопывание ягодиц. 2-3 раза.
10. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад. I -2 раза.
11. Массаж грудной клетки.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам.4-6раз.
б) Растирание. Согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. 2-3 раза в каждом межреберье.
в) Содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе. 4-6 раз.

12. Попеременное сгибание и разгибание рук — упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую. 6-8 раз.

13. Присаживание — упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть. 2-3 раза.

14. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой — за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку. 1 — 2 раза в каждую сторону.
15. Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе — упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 06-хватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах — сначала медленно, потом ускоряя до бега, 6 — 8 раз. (Рис. 28а). Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание.

16. Приподнимание ребенка на ноги – упражнение пассивное.
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться — сначала на колени, потом на ноги. 2-3 раза.
17. Массаж стоп.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, затем растирание — 2-Зраза.
б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава — 4-6 раз, затем так же растирают — 2-3 раза.
в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность столы. 4-6 раз.
18. Переступание—упражнение активное.
Исходное положение: ребенка ставят лицом к взрослому. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3-6 шагов.

Общая продолжительность занятия — 8-10 минут.

Check Also

mom-baby

Упражнения для тренировки вестибулярного аппарата

Ребенка укачивает на аттракционах и в транспорте. Что же делать? Укачивает детей с 2-х до ...